История татуировок: дикари как законодатели моды

Рисунок, знак, рана - именно этим значениям наиболее точно соответствует слово "тату" в языках и диалектах коренных народов Полинезии и Океании. На просторах Европы термин "тату" появился благодаря трудам великого британского путешественника Джеймса Кука в конце восемнадцатого столетия, и именно Кук и его моряки стали своего рода прародителями моды на татуировки на территории Старого Света. Сама же традиция украшения различных частей тела причудливыми узорами своими корнями уходит в невероятно далекое прошлое.

 

история-татуировок

 

Первые татуировки - свидетели сражений


Почему люди начали украшать свое тело различными узорами и символами? Вероятнее всего, прообразом первых татуировок стали раны, шрамы и рубцы, полученные доблестными воинами и бесстрашными охотниками в доисторические времена. Каждый такой шрам мог многое рассказать о мужчине, каждая рана свидетельствовала о его заслугах на поле брани. Со временем рисунки на теле стали не только следствием кровавых схваток, но и важной частью подготовки к охоте или битве - татуировки помогали укрываться в буйной растительности, а маска на лице вселяла ужас в сердца врагов.

 

 

Татуировка - паспорт дикарей

 

Развитие человечества неразрывно связано с совершенствованием орудий труда и орудий убийства, но одновременно развивалось и искусство "учета населения". Татуировки перестали быть прерогативой воинов и охотников - каждый представитель племени получал свой "идентификационный код", роль которого выполняли узоры на теле.

 

Общины и племена дикарей росли и укрупнялись, людей в них становилось все больше, и представителей общин надо было как-то различать. В такой ситуации знаки на теле начали приобретать принципиально иное значение: они указывали на принадлежность человека к тому или иному племени. Кроме того, татуировка служила и средством идентификации индивидуума внутри своей общины и прямо указывала на его место в племенной иерархии.

 

Юношам первые татуировки наносили в момент посвящения в зрелые мужчины, женщины получали свой рисунок по достижении детородного возраста. Вскоре женское тело модифицировалось при вступлении в брак, а в дальнейшем татуировки на теле полинезийских красавиц рассказывали о количестве детей. Такие татуировки выполнялись на лице (на губах, щеках, веках), дабы каждый представитель общины видел, какому воину принадлежит женщина и насколько она плодовита.

 

Разумеется, при подобном положении вещей татуировки в мире дикарей использовались не только в качестве поощрения. Определенный узор на лбу человека мог стать настоящим проклятием и клеймом позора. Так, например, в племенах, населяющих территорию современной Японии, горизонтальную полосу наносили на лоб человеку, совершившему первое преступление, а при повторном проступке эту полосу трансформировали в позорный иероглиф, навсегда клеймящий владельца. Подобным образом клеймили также врагов и военнопленных, дабы в случае побега их можно было легко идентифицировать и вернуть законному владельцу.

 

 

Тотемные татуировки

 

В мире дикарей татуировки имели еще одно значение - они защищали людей от гнева богов, уберегали воинов в бою и на охоте, отводили от стариков и женщин недуги и болезни. Защитные татуировки чаще всего имели форму тотемного животного, которому поклонялись представители племени. Практика нанесения на тело таких оберегов получила широкое распространение среди британских моряков (наносили на спину изображение распятия), а также в арабском мире, где наибольшей популярностью пользовались строки из священного писания.

 

 

 

Авторизация



Сейчас на сайте

Сейчас 99 гостей онлайн

Полезное...

...