Из истории декоративных тканей

Простые ткани производились человеком с доисторических времён. Техника батика заключается в нанесении на ткань узоров из растопленного воска и последующего погружения материала в ёмкость с естественным красителем. Краска покрывает все участки ткани, кроме скрытых под воском, поскольку последний не может впитывать краситель.

 

Гобелены - это вытканные вручную ковры-картины с сюжетными или геральдическими изображениями, служащие, как правило, для украшения стен.

 

Декоративные ткани: гобелен

 

Ткань гобелена чаще всего имеет полотняное переплетение, нить утка сплетается попеременно с нитью основы. Станки для тканья гобеленов могут иметь горизонтальную (баслис) или вертикальную (готлис) основу, а нити утка определённого оттенка переплетаются с основой на участке, отведенном в проекте для фрагмента того или иного цвета. Сегодня мы можем купить любые ткани оптом, однако в то время каждый гобелен был штучным произведением искусства, многие другие виды тканей также были труднодоступны.

 

В Европе гобелены начали производиться в XI столетии; позже эскизы для них создавали такие знаменитые художники, как Рафаэль или Рубенс. Прославленными центрами производства гобеленов в XV столетии были Аррас и Турне, а в XVI и XVII столетии - и города Фландрии, главным образом Брюссель и Антверпен.

 

Слово «аррас» в XVII столетии служило определением для всех декоративных тканей такого типа, а термин «гобелен» начал употребляться с 1667 года, когда по указу Людовика XIV началось производство тканей в расположенной под Парижем фабрике, приобретенной у семьи красильщиков Гобеленов.

 

Для сплетения нитей основы и утка служит ткацкий станок. На протяжении веков он менял свою форму. В средневековой Европе, между VII и XIII столетиями, вертикальная рама постепенно вытеснялась горизонтальной (такая конструкция используется для производства гобеленов и в наши дни).

 

Коптские ткани IV века до сегодняшнего дня сохранили насыщенные цвета, поражающие богатством оттенков. Позже (в V - VI столетии) начали преобладать более умеренные цветовые решения. С XVI столетия в мусульманских странах ткутся молитвенные коврики с мотивами арки (символа михраба - молитвенной ниши в стене мечети, обращенной в сторону Мекки) и лампы, а также декоративным орнаментом, состоящим из семи поясов.

 

Ткань из Байё - одна из старейших, сохранившихся на территории Европы. Иногда её ошибочно называют гобеленом королевы Матильды, однако это неверно: данное произведение было выполнено с помощью техники вышивки, а не посредством равномерного переплетения нитей утка и основы. Авторами этой ткани, вероятнее всего, были английские ткачихи.

 

Во второй половине XVI в., появились прекрасные гобелены, например выдержанный в готической традиции «о тысяче цветов» гобелен «Дама с единорогом», или хранящийся в Лувре «Концерт», представляющий сцены придворной жизни. В 1518 году во дворце польских королей, краковском Вавеле, в связи с бракосочетанием Сигизмунда I Старого и Боны Сфорцы, появились первые гобелены. К сожалению, эти ткани не сохранились до наших времен, а коллекция из 356 гобеленов, называемая вавельскими аррасами, была собрана позже королём Сигизмундом Августом; в ней были представлены главным образом циклы библейских сцен: «Райская жизнь», «Деяния Ноя», «Вавилонская башня». Эти аррасы были созданы в брюссельских мастерских Паннемекера, ван Тигема и других мастеров. К настоящему времени в коллекции сохранилось лишь 137 гобеленов.

 

Между 1750 и 1760 годами художник Франсуа Буше создал, среди прочих, эскиз «Похищение Прозерпины» для мануфактуры в Бове, и по нему был соткан гобелен, выдержанный в стиле Людовика XV. В отличие от стиля эпохи Людовика XIV, изобилующего гипертрофированными цветочными гирляндами, в изобразительном искусстве более позднего периода стали преобладать реалистические тенденции. Уильям Моррис проектировал и набивные ткани с узорами, декоративными элементами которых были изображения цветов и птиц.

 

В начале 1960 годов Войцех Садли ввёл оригинальные техники плетения, вязки и скрепления фрагментов тканей. В композиции «Псалом II» (1981) художник использовал свободно распущенное волокно, придав ему объём на фоне горизонтальной основы.

 

 

 

Авторизация



Сейчас на сайте

Сейчас 90 гостей онлайн

Полезное...

...