Костюмная традиция история и современность

Костюмная традиция, то есть свод правил, как следует одеваться в том или ином случае, и знание того, какая одежда вообще бывает, из разряда тех знаний, что передаются устно от отца к сыну, от матери — к дочери. Хотя уже с XVIII века создавались многочисленные «Правила хорошего тона», костюмная грамотность в них прописана не была — ее отдельные фрагменты — да, но не весь свод правил. Он хранился внутри культуры и передавался от поколения к поколению. Знание, как и когда следует одеваться, привилегия правящих классов. Именно они придумали всю эту стройную систему, чтобы безошибочно по первому взгляду отделять «своих» от «чужих».

 

В других социальных слоях традиционные случаи ношения той или иной одежды тоже были достаточно жесткими. Например, русское крестьянство или казачество разработали свой уникальный «костюмный язык». Но в моменты различных социальных катаклизмов хрупкое традиционное знание утрачивается. Оно умирает вместе с тем слоем, для которого существовало. И если нет больше людей, то нет и представлений о том, что и как следует носить. В России случилось именно такое «прерывание» костюмной традиции.

 

Но в нашей стране всегда были достаточно сложные взаимоотношения с европейским костюмом. Самобытный русский костюм, существовавший в пространстве между Западом и Востоком, исчез вместе с указами Петра I из жизни появившейся «новой» аристократии и дворянства. Одновременно он «спустился в народ» и продолжил там существовать до начала XX века. Аристократы с тех пор носили костюм французский и вместе с ним переняли французские, то есть фактически европейские, костюмные традиции. Но когда аристократы исчезли как класс с лица русской земли, вместе с ними исчезла и их костюмная культура, на сей раз уже навсегда.

 

Искусство быть стильным

Анна Мартен-Фюжье «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж»:

Элегантная жизнь пришла на смену аристократической жизни, какая существовала при старом порядке. Носители элегантной жизни — представители новых элит, « Тройная аристократия денег, власти и таланта», иначе говоря, «патрициат банков, министерств, газет и парламентской трибуны». Элегантность, понимаемая как средство отличить тех, кто правит, от тех, кем правят, заменяет привилегии, которые служили отличительной чертой дворянства до революции.

 

Американцы вывезли свои традиции из полупротестантских стран, откуда они бежали. Стиль там сильно отличался от страны-законодательницы мод — Франции — прежде всего своим аскетизмом, стремлением демонстрировать своим внешним видом чистоту нравов и скромность. Он поначалу и утвердился в новой Америке. Но уже в XIX веке американская верхушка общества прибавила к своим протестантским костюмным традициям европейские привычки правящего класса.

 

Франция была абсолютной законодательницей моды и стиля, а значит, и костюмных традиций с XVII века и до середины XX. Благополучно пережили эти традиции и Французскую революцию. Но вот социальные катаклизмы XX и начала XXI века оказались более сложным барьером. Особенно пагубно повлиял на негласно закрепленный свод правил процесс демократизации и глобализации.

 

Костюмные традиции Костюмы во Франции

 

В Италии гармонии и красоте внешнего вида всегда придавали большое значение, и совершенства в стремлении к идеалу достигли еще в эпоху Возрождения. Итальянские аристократы, блестящие правители городов-государств (такие, например, как семейство Медичи во Флоренции) культивировали в своем окружении роскошь и любовь к прекрасному. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в конце концов итальянский вкус завоевал мир. Со второй половины XX века итальянцы стали абсолютными законодателями как в мужской, так и в женской моде. И сегодня профессиональная мода — их вотчина.

 

А в Англии все это время было довольно спокойно. Членом «открытого» аристократического общества мог стать каждый подданный британской короны, увенчанный особыми заслугами перед нацией или заработавший большой капитал. Это общество достаточно давно, еще в XIII веке поняло ценность личной свободы. И добилось ее для своих представителей. Так произошло рождение аристократического индивидуализма, задолго до объявления его главной ценностью XX века.

 

Искусство быть стильным

Жюль Амеде Барбе д'Оревильи «О дендизме и Джордже Браммеле»:

Умы, во всем замечающие только незначительное, вообразили, будто дендизм был по преимуществу искусством одеваться, удачливой и смелой диктатурой в делах туалета и внешней элегантности. Конечно, оно отчасти и так; но дендизм есть в то же время нечто большее. Дендизм — это вся манера жить, а живут ведь не одной только материально видимой ж стороной.

 

Аристократический индивидуализм выработал свой определенный стиль и подход к жизни, в котором больше всего ценилась личная независимость, свобода выражать собственную индивидуальность и верность традициям. Эти блестящие составляющие послужили основанием для выработки особенной костюмной культуры — образца для подражания не только для всего остального английского общества, но и для всего остального мира. Так продолжается и по сей день.

 

Костюмная культура

 

Европейская и американская костюмные традиции в XXI веке

Мы все еще не переоделись в скафандры и кольчужно-металлические платья, как нам советовал французский дизайнер 60-х годов XX века Пако Рабанн. Быть может, в скором времени и переоденемся, как знать, но пока наш образ жизни мало чем отличается от образа жизни людей в XX и даже в XIX веке.

 

Представьте себе господина 60-х годов XIX века, спешащего в Сити. На нем знакомый и нам костюм-тройка, правда, брюки и верх сшиты из тканей разного цвета, на голове — шляпа, а в руках — трость. Уберите эти маленькие детали — шляпу, трость, разную ткань и жилет (хотя и сегодня существуют поклонники всего этого), и вы получите портрет господина начала XXI века, все так же спешащего в Сити. И одет он будет все в тот же костюм, но только из однотонной ткани.

 

Женщины изменились больше. Достаточно заметить, что они все чаще выбирают тот же мужской костюм в качестве повседневной одежды. Хотя следует отдать им должное — они так же спешат в Сити. Но существует еще огромное количество женских занятий, которые ничем не отличаются от занятий наших прапрабабушек в XIX веке. И женщинам по-прежнему нужны длинные вечерние платья и даже шляпки (пусть лишь раз в год, но нужны!).

 

Классическая аристократическая традиция — зависимость выбора одежды от времени суток

Поскольку аристократы, согласно своему социальному статусу, не имели определенного занятия, кроме как являть собою образец, то, являя его, они много и с удовольствием переодевались. По нескольку раз в день. Но не бессистемно, а в соответствии с характером того занятия, для которого подходило время. Все это были, безусловно, светские занятия. Утренняя прогулка, дневные визиты, вечерний прием, обед, театр.

 

Буржуазия, напротив, была, как правило, исключительно занята, особенно на заре своего существования. Но своим первейшим долгом она считала подражание аристократии, а поэтому буржуазия тоже переодевалась в полном соответствии со временем дня.

 

 

Искусство быть стильным

«Жизнь в свете, дома, при дворе»:

С утра так же не причесывают и не завивают волос, как на вечер. Кружева, богатые ткани, бриллианты немыслимы в дороге, на экскурсиях, на даче и пр. Днем носят массивные золотые парюры чеканные или эмальированные, также камеи, эмали. Вечером надевают драгоценные камни, жемчуг и бриллианты. Носить бриллианты днем, даже в самой простой оправе, считается признаком очень дурного тона. Единственное, что можно себе позволить, это кольца, но их лучше надевать только для торжественных случаев.

 

Представители современного среднего класса по не вполне объяснимой причине считают себя преемниками не только буржуазии, но и аристократии. И хотя переодеваться в течение дня не имеют возможности, по-прежнему считают это хорошим тоном и стремятся напереодеваться вволю на выходных.

 

И сегодня существует масса мероприятий, «привязанных» именно ко времени суток. Даже само название некоторых видов одежды нам на это указывает— «дневной костюм», «вечернее платье».

 

Есть, правда, не меньше названий, указывающих на ситуацию, в которой оказался человек: «деловой костюм», «коктейльное платье». Поэтому сегодняшняя костюмная культура предполагает владение сразу двумя ее основными «костюмными языками» — аристократическим «временным» и среднеклассовым «ситуативным».

 

Искусство быть стильным

«Жизнь в свете, дома, при дворе»: Чтобы заслужить звание изящной и нарядной, нужно иметь не более четырех костюмов, которые совершенно достаточны при умении пользоваться ими вовремя и к месту.

 

Жизнь при двореКостюмы эти следующие: дезабилье — для дома; утренний туалет — для дороги, дурной погоды, ходьбы по лавкам и пр.; дневной туалет — для визитов, прогулок, приемов; и, наконец, туалет для обедов, концертов, театров и он же—для балов, только с некоторыми изменениями. Женщина со вкусом следует моде, не подчиняясь ей рабски и вполне сохраняя свою оригинальность.

 

Выбор костюма в зависимости от времени суток

Что такое костюмная культура?

Сегодня человек гораздо больше стремится к выражению своей индивидуальности и имеет для этого гораздо больше возможностей, чем это было в прошлом. Но вместе с тем свободный индивидуальный стиль — это великолепная картина, которая нуждается в не менее великолепной раме — традиционной костюмной культуре.

 

 

Костюмная культура

 

Искусство быть стильным Анна Мартен-Фюжье «Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж»: В обществе, где господствует равенство прав, о своих отличиях приходится заявлять с помощью манер, которые зависят исключительно отличных качеств того или иного человека: «Отныне лишь знание правил хорошего тона, благородные манеры и нечто, являющееся плодом безупречного воспитания, отделяют праздного человека от человека трудящегося. Все привилегии теперь проистекают из превосходства морального. Потому-то многие люди придают такое большое значение образованию, правильности речи, грации манер, умению непринужденно носить одежду, убранству жилища, наконец, совершенству всего облика человека.

 

Выбор костюма в зависимости от ситуации


 

Костюмная культура — необходимая составляющая общей культуры цивилизованного человека в начале XXI века. Главная ее проблема остается прежней — нефиксированность норм, которые передаются лишь устно из поколения в поколение. Знание того, как принято одеваться в том или ином случае, в тех или иных обстоятельствах, с теми или иными людьми, как выразить свою индивидуальность, не оскорбляя вкуса окружающих, и как вообще найти свой стиль, — по-прежнему является «закрытым» знанием.

 

 

 

Авторизация



Сейчас на сайте

Сейчас 79 гостей онлайн

Полезное...

...